БАЙКИ РАДИОФАКА
ЦВЕТОМУЗЫКА
Опять же рассказано моим другом-сокурсником Григорием Ивановичем.
Вспоминая эту давнюю историю, долго спорили с ним, как возможно такое
именно в данном техническом аспекте, в итоге решили, что при
определённом стечении обстоятельств — возможно.
На радиофаке ни одна уважающая себя дискотека, будь то на скромных
комнатных посиделках или же на всеобщем праздновании Дня Радио, не
обходилась без цветомузыки. И красиво, как в зарубежном фильме, и
девчонки на такое световое шоу слетались, как мотыльки.
Вот и два весёлых друга, Юрич и Шариков, решили соорудить цветомузыку.
Вполне естественное желание, которое, в свете вышесказанного, хотя бы
раз в жизни посещало каждого студента радиофака.
Выбрав подходящую схему из журнала «Радио», друзья порылись в амбарах
своих запасов, помели по сусекам своих товарищей, и в итоге собрали
потребное количество радиоэлементов. В те годы, конце 80-х, с
радиоэлементами, как и со всем прочим, в стране была напряжёнка, и, если
радиолюбитель хотел соорудить хоть что-то достойное, идти в магазин было
бесполезно, там тупо не продавали ничего путёвого. На радиорынке
ассортимент был, но денег было жалко. В основном тащили всё подряд с
работы (вариант — с практики), выпаивали из промышленных электронных
схем разные полезняшки и раскладывали дома по коробочкам. Именно так
появилось выражение: «не каждый вор — радиолюбитель, но каждый
радиолюбитель – вор».
Впрочем, хватит лирики, переходим к делу.
Юрич и Шариков выполнили все подготовительные операции, вторнули
элементы и принялись за пайку. Тонкие ножки и выводы микросхем
обрабатывали 25-ваттным паяльником с тонким жалом. Для больших
контактных площадок, толстых выводов и соединительных проводов применяли
40-60-ваттные инструменты. Обычно бывало так, что если в комнате
содержали тонкий паяльник, то более мощный при необходимости брали у
соседей, и соответственно наоборот. С паяльниками также была напряжёнка
— всё раскупали новоявленные рэкетиры. Их основной рабочий инструмент,
блин. За мощным паяльником друзья сходили к Гераклычу. Тот, разумеется,
не смог усидеть в своей комнате и пришёл посмотреть. Закончив пайку,
друзья провели первое включение. Распространено ошибочное мнение, будто
при первом включении ничего не работает. Может быть, где-то это и так,
но на радиофаке всё включалось в срок и без потерь, и непосредственно
сразу после включения наступил процесс наладки.
Среднечастотный канал цветомузыки не желал работать, как положено, в
готовую схему напрашивался ещё один транзисторный каскад для усиления по
средним частотам. На этапе, когда Шариков уже начал хватать Юрича за
грудки, доказывая преимущество транзистора КТ315 над МП25, Гераклыч
вмешался и предложил не усиливать сигнал, а ослабить его в соседних
фильтрах за счёт изменения «вот тут и вот тут». В доказательство он
приложил прямо к работающей схеме в нужном месте конденсатор, и средний
канал повёл себя гораздо более адекватно. Даже не выключая схему,
Гераклыч схватил свой мощный паяльник и вознамерился припаять нужную
цепочку элементов. Разумеется, друзья ему предложили предварительно
выключить девайс, потому что наличие сетевого потенциала 220В на жале
паяльника может фатально сказаться на всей схеме. На это Гераклыч
самоуверенно заявил: «Не знаю как у вас, а у нас в Лабытнанги паяльники
на корпус не пробивают!».
Ну что сказать... То ли паяльник Гераклыча был не из Лабытнанги, то ли в
Лабытнанги тоже бывают исключения из правил поведения паяльников, а
может банально в блоке питания чего задел, но итог был впечатляющий.
Алюминиевые корпуса абсолютно всех электролитических конденсаторов
стартовали к потолку, издав слитный треск, соединившийся в единый мощный
«БАХ!!!». Освобожденные обкладки конденсаторов, как новогодний
серпантин, разлетелись во все стороны, распространяя по комнате
удушливую вонь, затем стали возвращаться на Землю отстреленные ступени
носителей, то есть, тьфу, конечно, остатки алюминиевых гильз
конденсаторов стали падать на пол, раскатываясь по углам с тихим
перезвоном... Короче, финиш.
— Пипец… это что было? – сдавленным шёпотом спросил Шариков, хотя, мог и
не спрашивать, сам всё видел.
— Это… цветомузыка, — неудачно пошутил в преддверии скорой экзекуции не
менее ошарашенный Гераклыч.
Хорошо ещё, что Юрич в последний момент успел отсоединить цветомузыку от
разъёма линейного выхода магнитофона, а то если бы ещё и он крякнул,
тогда друзья точно показали бы Гераклычу, как в те годы паяльники
рэкетирами пользовались. А так Гераклыч отделался лёгкой контрибуцией в
размере половины своих неприкосновенных запасов радиоэлементов и
обещанием выкинуть на помойку свой паяльник. Или хотя бы им ничего
больше не паять. В противном случае Юрич с Шариковым грозили
использовать гераклычев паяльник на его же хозяине по вышеуказанной
схеме.
ЦВЕТОМУЗЫКА
Опять же рассказано моим другом-сокурсником Григорием Ивановичем.
Вспоминая эту давнюю историю, долго спорили с ним, как возможно такое
именно в данном техническом аспекте, в итоге решили, что при
определённом стечении обстоятельств — возможно.
На радиофаке ни одна уважающая себя дискотека, будь то на скромных
комнатных посиделках или же на всеобщем праздновании Дня Радио, не
обходилась без цветомузыки. И красиво, как в зарубежном фильме, и
девчонки на такое световое шоу слетались, как мотыльки.
Вот и два весёлых друга, Юрич и Шариков, решили соорудить цветомузыку.
Вполне естественное желание, которое, в свете вышесказанного, хотя бы
раз в жизни посещало каждого студента радиофака.
Выбрав подходящую схему из журнала «Радио», друзья порылись в амбарах
своих запасов, помели по сусекам своих товарищей, и в итоге собрали
потребное количество радиоэлементов. В те годы, конце 80-х, с
радиоэлементами, как и со всем прочим, в стране была напряжёнка, и, если
радиолюбитель хотел соорудить хоть что-то достойное, идти в магазин было
бесполезно, там тупо не продавали ничего путёвого. На радиорынке
ассортимент был, но денег было жалко. В основном тащили всё подряд с
работы (вариант — с практики), выпаивали из промышленных электронных
схем разные полезняшки и раскладывали дома по коробочкам. Именно так
появилось выражение: «не каждый вор — радиолюбитель, но каждый
радиолюбитель – вор».
Впрочем, хватит лирики, переходим к делу.
Юрич и Шариков выполнили все подготовительные операции, вторнули
элементы и принялись за пайку. Тонкие ножки и выводы микросхем
обрабатывали 25-ваттным паяльником с тонким жалом. Для больших
контактных площадок, толстых выводов и соединительных проводов применяли
40-60-ваттные инструменты. Обычно бывало так, что если в комнате
содержали тонкий паяльник, то более мощный при необходимости брали у
соседей, и соответственно наоборот. С паяльниками также была напряжёнка
— всё раскупали новоявленные рэкетиры. Их основной рабочий инструмент,
блин. За мощным паяльником друзья сходили к Гераклычу. Тот, разумеется,
не смог усидеть в своей комнате и пришёл посмотреть. Закончив пайку,
друзья провели первое включение. Распространено ошибочное мнение, будто
при первом включении ничего не работает. Может быть, где-то это и так,
но на радиофаке всё включалось в срок и без потерь, и непосредственно
сразу после включения наступил процесс наладки.
Среднечастотный канал цветомузыки не желал работать, как положено, в
готовую схему напрашивался ещё один транзисторный каскад для усиления по
средним частотам. На этапе, когда Шариков уже начал хватать Юрича за
грудки, доказывая преимущество транзистора КТ315 над МП25, Гераклыч
вмешался и предложил не усиливать сигнал, а ослабить его в соседних
фильтрах за счёт изменения «вот тут и вот тут». В доказательство он
приложил прямо к работающей схеме в нужном месте конденсатор, и средний
канал повёл себя гораздо более адекватно. Даже не выключая схему,
Гераклыч схватил свой мощный паяльник и вознамерился припаять нужную
цепочку элементов. Разумеется, друзья ему предложили предварительно
выключить девайс, потому что наличие сетевого потенциала 220В на жале
паяльника может фатально сказаться на всей схеме. На это Гераклыч
самоуверенно заявил: «Не знаю как у вас, а у нас в Лабытнанги паяльники
на корпус не пробивают!».
Ну что сказать... То ли паяльник Гераклыча был не из Лабытнанги, то ли в
Лабытнанги тоже бывают исключения из правил поведения паяльников, а
может банально в блоке питания чего задел, но итог был впечатляющий.
Алюминиевые корпуса абсолютно всех электролитических конденсаторов
стартовали к потолку, издав слитный треск, соединившийся в единый мощный
«БАХ!!!». Освобожденные обкладки конденсаторов, как новогодний
серпантин, разлетелись во все стороны, распространяя по комнате
удушливую вонь, затем стали возвращаться на Землю отстреленные ступени
носителей, то есть, тьфу, конечно, остатки алюминиевых гильз
конденсаторов стали падать на пол, раскатываясь по углам с тихим
перезвоном... Короче, финиш.
— Пипец… это что было? – сдавленным шёпотом спросил Шариков, хотя, мог и
не спрашивать, сам всё видел.
— Это… цветомузыка, — неудачно пошутил в преддверии скорой экзекуции не
менее ошарашенный Гераклыч.
Хорошо ещё, что Юрич в последний момент успел отсоединить цветомузыку от
разъёма линейного выхода магнитофона, а то если бы ещё и он крякнул,
тогда друзья точно показали бы Гераклычу, как в те годы паяльники
рэкетирами пользовались. А так Гераклыч отделался лёгкой контрибуцией в
размере половины своих неприкосновенных запасов радиоэлементов и
обещанием выкинуть на помойку свой паяльник. Или хотя бы им ничего
больше не паять. В противном случае Юрич с Шариковым грозили
использовать гераклычев паяльник на его же хозяине по вышеуказанной
схеме.
Комментариев пока нет, будь первым!